3fe29ceb

Бухарин Н И - Новое Откровение О Советской Экономике Или Как Можно Погубить Рабоче-Крестьянский Блок



Н.И. Бухарин
НОВОЕ ОТКРОВЕНИЕ О СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ ИЛИ КАК МОЖНО ПОГУБИТЬ
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИЙ БЛОК
К вопросу об экономическом обосновании троцкизма Очень часто бывает,
что какой-нибудь исторический поворот вызывает идейные споры, которые
прорываются сперва по совершенно "случайному" поводу, развиваются по
"случайным" направлениям и на первый взгляд представляют из себя нечто
совершенно непонятное. Лишь через некоторое время откристаллизовываются
определенные идеологические узоры, и последующий анализ без особого труда
открывает совершенно определенные классовые или групповые общественные
течения, имеющие совершенно определенное социальное значение и играющие
совершенно определенную социальную роль.
Мы сейчас подошли вновь к некоторому поворотному пункту в развитии
нашей революции. Конец блокады, ряд признаний; в то же время заминка в
развитии международной революции. Начало довольно быстрого хозяйственного
подъема, и в то же время новое соотношение между рабочим классом и
крестьянством. Словом -- новая обстановка. Естественно, что в партии
должна была получиться какая-то реакция на эту новую обстановку, и также
естественно, что не сразу мы доходим до своего, так сказать,
"самосознания".
Тов. Троцкий выступил с "Уроками Октября". Казалось бы, спор чисто
литературный.
Но этот литературный спор вырос в целую партийно-политическую кампанию.
Было бы странным видеть здесь спор "лиц". Разве "лица" могли бы вдохнуть
такую страстность в обсуждение, в дискуссию? Очевидно, что были и есть
какие-то объективные моменты, которые способствовали спору, лежали в его
основе и которые показались в первый момент на поверхность в виде
"литературной" полемики.
Так было. А теперь уже довольно ясно видно, что подняты глубочайшей
важности принципиальные вопросы, которые являются решающими для всей нашей
партии. Эти вопросы "сомкнулись" с объективным положением в стране. Они
"соответствуют"
этому положению, они вырастают отсюда. Вот почему вся партия сейчас
мучительно разбирает такие, казалось бы, "непрактические" проблемы, как
вопрос о "перманентной революции". Новая обстановка вызывает потребность в
продуманной ориентации. А так как новая обстановка складывается по
основным линиям развития (внешний мир, хозяйство, классы в стране), то
немудрено, что партия поднимает некоторые общие вопросы: это и есть
выражение генерального продумывания и обдумывания нашего пути.
Это обстоятельство находит свое выражение в том, что отдельные проблемы
и отдельные разногласия увязываются сейчас в основные, "теоретические"
узлы, в целые системы мыслей, в более или менее стройные "теории". То, что
в прошлую дискуссию было разбросано по клочкам: денежная реформа и вопрос
о поколениях в партии, вопрос о ценах и об "аппаратчиках", вопрос о
"ножницах" и "внутрипартийной демократии", вопрос о "плане" и о "товарной
интервенции",-- все это теперь сводится к некоторым основным линиям,
упирается в такие общие проблемы, как теория "перманентной революции",
оценка движущих сил нашей революции, общая оценка ее перспектив и т. д. А
осью, около которой вертятся все эти сами по себе крупнейшие вопросы,
является проблема рабоче-крестьянского блока.
Учение о рабоче-крестьянском блоке есть существеннейшая оригинальная
черта ленинизма. Совершенно напрасна всякая попытка увернуться от ответа
на вопрос о том, верно или неверно учение Ленина, верна или неверна линия
большевистской партии. Тут нужно выбирать. Вот почему партия реагировала
так бурно



Назад